среда, 22 апреля 2020 г.

Жизнь продолжается





Форс-мажорные обстоятельства, в которых находится сейчас вся страна, отодвинула на задний план мое желание писать сообщения в  блог. Но прислушался к словам одного знакомого, произнесшего: "Надо ковыляя, но все же двигаться к светлому будущему!". Поэтому, решил опубликовать текст, который был подготовлен еще до "эпохи коронавируса". Встреча с выпускниками положила начало сбору пожертвований (файндрайзинг) на цифровую физическую лабораторию, которая крайне необходима для повышения качества физического образования
По поводу цифровой физической лаборатории
Мы видим, что в последние годы все меньше выпускников школы стремятся связать себя с наукой. Поскольку современная наука развивается в совершенно новых направлениях, очевидно, что существует острая потребность в интеллектуально одаренной молодежи, способной мыслить самостоятельно и нестандартно, потребность в молодых научных кадрах.
Мы подготовили проект, который сейчас размещен на «Платформе образовательных проектов» (ссылка https://iloveschool.help/project/49). Он направлен на подготовку будущих кадров для науки и для институтов РАН г. Черноголовки. Через повышение интереса к учебным исследованиям, мы ожидаем повышение интереса к современной науке, желания совершать открытия, создавать будущее своими руками!
Я приглашаю всех, кто имеет возможность, и кому важно будущее наших детей, поддержать проект. Вместе мы сможем собрать средства на приобретение цифровой лаборатории по физике – первого проекта школы в рамках развития школьной научной базы.  
Вы знаете, что школа №82 расположена в наукограде Черноголовка, славящегося выдающимися учеными, включая четырех Нобелевских лауреатов. В городе находятся несколько институтов Российской академии наук РФ и профильные ВУЗы при них. Наша школа активно развивает сотрудничество с ними: мы проводим экскурсии в институты РАН, организуем встречи с выдающимися учеными, сотрудники РАН руководят проектной работой школьников, создано научное общество учащихся «Институтский проспект – 82». Для проведения серьезных исследований школе необходимо специальное оборудование: цифровая лаборатория по физике. Цифровая лаборатория по физике сможет мотивировать учащихся к изучению этого предмета, а также послужит толчком к началу проектной и исследовательской деятельности. Формирование интереса учащихся к изучению физики важно, так как физика является одним из направлений деятельности институтов РАН г. Чернорголовки.
Проект даст возможность учащимся по-новому взглянуть на свое будущее. Проводить реальные исследования в цифровой лаборатории по физике, которая позволит проводить эксперименты на более высоком уровне. Благодаря лаборатории школьники смогут смоделировать и визуализировать изучаемые явления и процессы, более детально и глубоко изучить их.
Старшеклассники – участники научного общества, смогут разрабатывать увлекательные и важные для общества научные проекты. Цель – увеличить число выпускников, поступающих в профильные вузы нашего города, а в перспективе - включиться в научно-исследовательские проекты институтов РАН.
Наша школа стремится создавать максимум возможностей для формирования  самостоятельно мыслящего учащегося – исследователя.

P.S. "Черноголовка - город возможностей!"





понедельник, 16 марта 2020 г.

О "культурном коде" 82-й



В Черноголовке я уже более полугода, пытаюсь провести разные активности, которые, с моей точки зрения, могли бы расширить образовательные возможности для детей. Что-то получается, что-то нет... Некоторые мои неудачи вывели меня на размышлений о "культурном коде", который может определять позицию учителей, родителей. Взял на себя риск представить этот "код". Чтобы снизить этот риск, я свое видение сначала представил некоторым родителям, педагогам, специалистам, которые знают 82-ю. Совершенно неожиданно я получил практически полное согласие относительно "кода". Я не утверждаю, что он плохой или хороший. Вот так я его вижу.

Культурный код школы 82:
·       Сравнение школы в “золотые” годы с сегодняшней (все самое лучшее в школе было в 80-х-нач. 2000-х годов - это “золотые годы”).
·       Система “Школа” + Репетитор + Дополнительное образование”  - надежный и проверенный фактор успеха ребенка, поэтому очень осторожное у учителей и родителей отношение к возможным изменениям в школе (“консерватизм”). Этот консерватизм на данный момент дает неплохой результат на ЕГЭ и олимпиадах (например, в этом году 12 учащихся стали победителями и призерами региональной олимпиады).
  • Предметы естественно-научного цикла - наиболее значимые для изучения (с самого раннего возраста во многих семьях ребенка ориентируют на то, что он должен связать свое будущее с химией, физикой, биологией). В этом пункте мои собеседники согласились не полностью, так как по сравнению с "золотыми годами" гуманитариев стало больше (но сравнение с "золотыми годами" опять же было).
  • У ребенка должен быть репетитор (репетиторство как дополнение к школьному образованию; у 90% детей есть репетиторы).
  • Ребенок должен быть занят в дополнительном образовании ( 90% детей задействованы от 1 до 6 кружках и секциях внешкольного дополнительного образования).
  • Лучшие учителя, по мнению педагогов и родителей,  с ярко выраженной концепцией преподавания, направленной прежде всего на получение  знаний, высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ  (за них идет родительская борьба). 
  • Результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ, на олимпиадах - главные критерии качества образования.      
  • "Все подвергать критике"  (с этим "кодом"   также согласились все мои собеседники)                                                                                                                                   Мои размышления: может не надо стучаться в закрытую дверь, выстраивая концепцию школы, исходя из её славного прошлого, когда она была кузницей по работе с сильными детьми, если "выхлоп" от системы "школа+репетитор+дополнительное образование" есть до сих пор? Может надо делать упор на другие группы детей, а сильно мотивированные семьи сами вполне способны решать свои задачи, а школе просто не надо, как минимум, этому "мешать"?                                                                                          У меня есть ощущение, что я уже более-менее знаю родителей, чего не могу пока сказать о педагогическом коллективе, как это может  и звучать удивительно!                                                                                                                                                                                                P.S. Черноголовка - город возможностей!





понедельник, 17 февраля 2020 г.

Что я думаю о родителях 82-й?


Несмотря на то, что у этого поста такое название, но я подумал и решил зайти с другой стороны. Пусть родители через факты и данные подумают сами, что о них можно подумать.

1. Организация воспитательной работы
Контекст
а) Классным руководителям было предложено оценить активность родителей в организации жизни в классе по 10-и балльной системе (1- абсолютно не активны, 10- очень активны)
Параллели:
1-е классы - средний балл 9,3 б. (минимум 8 б., максимум 10 б.)
2-е классы - средний балл 8 б. (мин. 7 б., макс. 10 б.)
3-и классы - средний балл 8,3 б. (мин. 6 б., макс. 10 б.)
4-е классы - средний балл 7,5 б. (мин. 5 б., макс. 10 б.)
Средний балл по начальной школе: 8,3 б.
5-е классы - средний балл 6,8 б. (мин. 5 б., макс. 9 б.)
6-е классы - средний балл 6,7 б. (мин. 2 б., макс. 10 б.)
7-е классы - средний балл 7 б. (мин.3 б., макс. 9 б.)
8-е классы - средний балл 4 б. (мин. 1 б., макс. 9 б.)
9-е классы - средний балл 5,3 б. (мин. 3 б., макс.8 б.)
10-е классы - средний балл 6,3 б. (мин. 5 б., макс. 7,5 б.)
11-е классы - средний балл 8 б. (мин. 6 б., макс. 10 б.)
Средний балл: 6,3 б.
Один классный руководитель, поставивший своим родителям низкий балл, сказала, что она готова ездить на различные экскурсии, посещать чаще театр, но не встречает понимания у родителей. Это же мнение высказывали и некоторые другие классные руководители.
Информация для размышления №1
б) Принятие родителями на себя ответственности за совершенствование учебного процесса и повышение интереса детей к обучению.
Я написал обращение в школьном портале к родителям
"Уважаемые родители и выпускники школы! Одна из главных задач школы - это создавать самые разные возможности для развития наших детей. Включение родителей/семьи, выпускников, а может просто заинтересованных лиц в образовательный процесс, может значительно расширить нашим детям "поле возможностей" и повысить их мотивацию к обучению. Предлагаем вам занять активную жизненную позицию и вместе с педагогическим коллективом менять наш общий "школьный мир". 
640 просмотров поста и всего два предложения. При этом значительно чаще родители обращаются с жалобами и претензиями к школе, учителям (нередко и объективными).
 Информация к размышлению №2.
в) Использование ресурсов города.
Данные по первому каникулярному дню (17.02.).
В Большой гостиной Дома Ученых был организован для наших детей просмотр кинофильма. Пришли 25 чел. из 120 учащихся.
На экскурсию на Экспериментальный завод научного приборостроения пришли 4 учащихся из заявленных 15-и. Имеем случай, когда вообще никто не пришел, кроме самого классного руководителя.
Я достаточно часто хожу на различные культурные и научные мероприятия, которыми город богат, но практически не видел там родителей 82-й со своими детьми.
Информация к размышлению №3.
г) Подавляющее большинство учащихся занимаются с репетиторами. Репетитор репетитору рознь (как и учитель). Насторожил меня новый случай, когда один учитель сказала мне, что к ней обратилась ученица с просьбой подготовить к ЕГЭ, так как репетитор, у которого она занимается ей сказал, что к ЕГЭ он не готовит. 
Поговорил с несколькими детьми, вышедшими на региональный уровень олимпиады (еще не со всеми из 18 человек). Мне было интересно, как дети оценивают роль школы в этом успехе. Одна ученица оценила роль учителя  (школы) в своем успехе на 50%,   двое других в 10%. Немалая роль в успехе, по их мнению, принадлежит дополнительному образованию, в том числе и репетиторам. Когда поговорю с другими финалистами, напишу на эту тему более подробный пост (по-сути, это анонс).
Информация к размышлению №4.


2. Понимание родителями новых направлений в развитии образования.
Контекст.
а) Школа в "золотые годы" была экспериментальной, что очень часто вспоминают родители школы, жители города. В школе разрабатывались новые методики обучения, существовали классы МГУ, профильные классы, лицей, гимназия, когда многие школы России об этом только мечтали, а может и не думали... Школа была на шаг впереди других школ и опередила появление новых стандартов в образовании. 
Попытки возродить профильность встречают сопротивление родителей, которые "держатся" за своих классных руководителей, учителей и желают сохранить детский коллектив. Попытки создать предпрофильные и профильные классы не принимаются значительной частью родителей, несмотря на то, что институты РАН, МФТИ уже в конкретном плане оказывают помощь школе в реализации этой идеи. Многие из этих родителей, которые в оппозиции изменениям, учились в "золотые годы в 82-й или в ней учились их родители. Не принимаются большинством родителей "предметные школы погружения" для учащихся, несмотря на то, что это одна из наиболее эффективных форм  обучения детей.
Информация для размышления №4.
б) Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на принципах гуманистической педагогики, уважении личности ученика. Среди значительной части родителей 82-й наибольшим уважением пользуются учителя "старой закалки" (сужу по высказываниям и письмам родителей). У них на уроках все четко в преподавании (все по плану), строгая дисциплина, высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ. Мне несколько дней назад сказали о двух  недавних случаях, когда хорошую девочку буквально трясло от одного из учителей "старой закалки", а класс/дети боялись и не хотели идти на урок к другому учителю из этой категории, но родители довольны.
Информация к размышлению №5.

P.S. "Черноголовка - город возможностей!"





четверг, 23 января 2020 г.

Вред или пользу приносит репетиторство?



Давно не брался за написание очередного поста, но, как говорится,  количество дней без постов переросло в "качество". Под "качеством" я понимаю тот материал, который публикую сейчас, и, анонсированный ранее, - разговор с учителем о репетиторах в Черноголовке. Это "культовый" для города и 82-й учитель Александр Николаевич Иванов. Скажу об Александре Николаевиче только один, но крайне яркий факт: он два года становился победителем детского голосования "Самым любимым учителем школы". Публикую полный текст, который мне прислал Александр Николаевич, несмотря на то, что не со всем им высказанным согласен.
"Для меня этот вопрос не является спорным: несомненно, вред! Опускаю пустые рассуждения о бизнесе тех, кто профессионально этим занимается. Это особый род людей, для которых никогда не стоит вопрос моральной ответственности за разложение души ребёнка, который перестаёт мыслить, превращается в потребителя. Это особенно опасно на ранней стадии взросления. А сейчас с начальной школы иметь 2 или 3 репетитора стало модным у одних родителей, у других (с малыми доходами) – бедой.Не буду осуждать учителей, для которых репетиторство – это «подножный корм». У них тоже есть набор аргументов: мизерная зарплата, исчезновение куда-то стимулирующих денег, дороговизна во всём. А болезни «никто не отменял», одеваться соответствующим образом надо… Да много чего НАДО!  Вот и превращается учитель в того, перед чьим «именем» уже не хочется «преклонять колени». Думаю, никакой закон о «самозанятых» уже не восстановит тот моральный авторитет, по которому просто помочь считалось проявлением высоты духа человека, а теперь - это репетиторство. Там, где деньги, исчезает бескорыстие. Репетиторство - слово неприятное. Стоит ли удивляться падению авторитета учителя!Ну и кто мы теперь: носители информации, «сеятели доброго, вечного»!? Вряд ли!Информацию (любую) дети легко «добудут» в интернете. В «сеятели» не все годятся!Что же делать?Прежде всего, родителям надо подумать, что они «творят» со своими детьми! Модой стало для кого-то сменить одного учителя на другого, поменять программу или учебник. Причём с серьёзными лицами, пафосно и с жаром рассуждают об этом. У профессионала, кроме смеха, ничего такие действия не вызывают: «от перемены мест слагаемых…».Другие с сумасшедшими лицами «летят» в школу выбивать отметки, третьи просительно, вполголоса убеждают педагога «повысит её».А ведь «ларчик просто открывается»: отвечайте за развитие своего ребёнка, развивайте изначально интеллектуальные его способности. Тем более, что для этого есть доказавшая свою эффективность на практике образовательная технология развития интеллектуальных способностей.Интеллект — главная движущая сила ученика, он может не знать ответа на какой-то из вопросов школьной программы и под воздействием стрессовой ситуации или других факторов растеряться, однако именно дети с развитым интеллектом всегда знают, где найти ответ на вопрос, что им может помочь решить задачу, из каких областей знаний стоит применить технологию или методику, чтобы самому найти ответ, не «вспомнить» то, чего не знал, да еще и забыл, а именно «найти» путь решения и прийти самостоятельно к ответу.Представляете, сколько сэкономите денег!Уверен: вслед за родителями и школа будет менять свои приоритеты. Общаться с умным, свободным, всесторонне развитым ребёнком – это колоссальный труд! Мы, учителя, будем соответствовать и духу времени, и запросам детей и родителей. А пока агрессия, поиск виноватых, бесконечная и неиссякаемая череда обвинений (некоторые родители «имя себе на этом заработали»), «двойная» информация (школа и репетитор), подрыв здоровья будущего поколения… Это тупик, господа!"
Но от уточняющих вопросов я не удержался.
 Из Вашего интервью 2011 года я узнал, что Вы занимались репетиторством. Почему отказались?
Я очень короткое время занимался по лицензии. Мотив был наивным: дополнительный заработок повлияет на пенсионные выплаты. Потом ушёл работать в частную школу (это школа здоровья в центре кинезиологии, а у меня тогда возникли серьёзные проблемы с позвоночником. Совместил лечение и заработок) , утратил лицензию. Впоследствии выяснилось, что повлиять на пенсионный коэффициент ничего не может. Мне назначили пенсию в размере 2746 рублей 94 копейки, далее добавляли по "три копейки".   А нагрузка всегда была от 36 до 49 часов. Я понял, в каком государстве я живу. Возобновлять лицензию не было смысла. Да и впечатление от частной работы было препротивное. До этого я лет 20 готовил детей по субботам бесплатно. Это было счастливое время. Когда не обременён денежными отношениями, то и настрой к жизни иной. Вот такой период "бизнеса" был в моей жизни.

Значительная часть родителей успехи своих детей связывают не со школой, а именно с репетиторами? Ваше отношение к этому мнению?

Родителей можно понять: "ужесточились" условия занять детям престижное место под солнцем (в Черноголовке доморощенный снобизм процветал и процветает буйным цветом), возник серьёзный разрыв между школьным образованием и уровнем приема в вузы. Отсюда появилась необходимость обращения к репетиторам. Но это только для части родителей. Вторая причина (после 90-х годов) - разрушение профессионального образования. А куда идти ребёнку со средними способностями? Надо "подтянуть" дитя до вуза, а вдруг судьба улыбнётся!  Ну а дальше уже не важно, из какой ты семьи... Важно количество денег! Появились "хозяева жизни", способности их детей уже не имели значения... За всё плачу. Про душу, про Сухомлинского учителю не было смысла говорить - это вызывало сначала смех, а потом презрение... А ведь учитель постоянно находился и находится сейчас в экстремальных условиях: 45 минут урока, 30 и более разноуровневых детей в классе, колоссальное количество чиновничьей дури, оголтелая реакция родителей, психическая неуравновешенность детей и родителей (а после 90-х она возросла многократно). ЧЕЛОВЕЧНОСТИ пробиться через эту тьму невозможно. Полная разбалансировка установок: технологии и "веселуха" в школе, серьёзные фундаментальные знания в вузе. Вот и распределились роли: учитель по требованию директора (Пименова А.Ю. в том числе :))) запрограммирован на внедрение этой самой "веселухи", а репетитор нацелен на фундаментальные знания. Догадайтесь, куда пойдёт ученик и родитель!? Конечно, к репетитору... При этом проклиная систему школьного образования, которая бесплатно не может удовлетворить всё возрастающие  требования времени... Особенно впечатляют суммы, которые надо платит за разного рода в вузах с громким названием. Есть и другие причины... Их перечислять долго.

Учитель говорит, что в классе он  ориентируется на работу только с сильными детьми, другие должны восполнять пробелы у репетиторов? Ваше отношение к этому тезису?

Иванов: По поводу сильных и слабых детей!.. Это всего лишь термин... Учителя, по моим наблюдениям, делятся на три группы: одним по душе работать "со слабыми" (условный термин), поскольку по своему профессиональному уровню подготовки "неплохо" смотрятся на фоне раскрытых от удивления ртов, другие, конечно, тяготятся от присутствия ничего не понимающих по его предмету детей, снисходительно и с раздражением ставят тройки, потому что администрация потом "плешь проест" с требованием ликвидации задолженности. Ну а третьи - их единицы - видят не слабого или сильного, а просто ЧЕЛОВЕКА. И этот учитель понимает: подари ему душевное тепло, он раскроется. И фактический материал самых разных предметов вдруг окажется не таким уж сложным. Скоро и этих единиц не будет. Их угробит административная машина, этот чудовищный каток! Думаю, Александр Юрьевич, надо менять систему ценностей в обществе, а школа чуткий к этому инструмент, тогда и не возникнет вопрос о "восполнении пробелов", о "слабых и сильных"! Нет их! Плодим загубленные души...

По Вашему мнению, какой критерий, характеризующий школу как успешную, наиболее важный?
Иванов: По этому вопросу ничего не могу сказать! Столько за время пребывания в этой системе то "просвещения", то "образования" было этих самых идей (да Вы знаете не хуже меня, мы недалеко ушли по возрасту) и сам участвовал в поиске критериев, в разработке новых подходов и т.д.  
Но упирались в одно: за умную и перспективную идею романтически настроенных учителей, учёных брались чудовищные руки чиновника, и она превращалась в мёртвый механизм в красивой упаковке. Всё тонуло в пустословии: инновации, креатив, репрезентативные выборки, мониторинг и прочей дребедени.  У меня на этот счёт пессимистический взгляд. Я благодарен судьбе, что без всяких успешных моделей встречаюсь каждый день с ещё пока живыми и пытливыми глазами моих детей (нынешних и давно покинувших школу)... Люблю свой предмет. Этим и живу. Ну а там, что Бог даст!

Мой небольшой комментарий. 
В городе чрезвычайно востребовано репетиторство, но роль которого в обучении неоднозначная. С одной стороны, многие родители, как я уже писал выше, связывают с репетиторами успехи своих детей, репетиторы восполняют дефициты    школы. Но, с другой стороны, учителя мне говорили о том, что результаты репетиторства нередко приходится корректировать на уроках, а еще хуже негативная роль репетитора проявляется тогда, когда он дискредитирует учителя, школу в глазах детей, родителей, а ребенок потом это отношение несет в школу,  своим учителям, с которыми он проводит большую часть времени.... С этими случаями встречался и ранее, и в Черноголовке тоже. Роль судьи вряд ли будет идти людям, которые не на словах  заинтересованы в успехах наших детей. 
Может было бы уместно провести открытый диалог между учителями и репетиторами за круглым столом? 

P,S. 
Краткие новости о жизни школы можно узнать на странице директора  в твиттере на сайте школы https://twitter.com/dirFenix

Черноголовка - город возможностей!








вторник, 31 декабря 2019 г.

Подводя итоги накануне Нового года


Перед Новым годом решил все же осмыслить конкретные результаты своей деятельности, основываясь не на ощущениях, а на фактах и мнениях.

Что удалось?
1. Нормализовать ситуацию со своевременным выставлением отметок и домашних заданий в электронном журнале.
Аргументы: данные проверки электронного журнала, значительное снижение обращений со стороны родителей по сравнению с сентябрем-октябрем,
2. Повысить эффективность взаимодействия с институтами РАН, ВУЗами, Домом Ученых РАН в Черноголовке и другими организациями
Аргументы:
- возобновилась практика привлечения ученых в образовательный процесс,
- появился ученический клуб интеллектуальных игр и провели первый открытый городской турнир "Что?Где?Когда?",
- заключены и реализуются на практике договора с институтами РАН города, Домом Ученых и ВУЗами (ВШЭ, МФТИ, МГУ)
Один из многочисленных аргументов: новый сюжет для школы и города
3. Сделать школу более открытой для социума организацией
Аргументы: блог директора (17 тысяч просмотров), страница директора в твиттере (в среднем каждый твит просматривают 290 чел.), школа активно позиционирует себя и в других социальных сетях (Инстаграмм, ВКонтакте), включая городскую страницу в ФБ "ChgTown.Ru - Черноголовка", а также в школьном портале родителям и учащимся предоставлена возможность для открытого обсуждения различных аспектов деятельности школы. Многочисленные комментарии родителей, других  представителей социума позволяют  совершенствовать работу школы.
4. Укрепить правовое пространство школы
Аргументы: изданы ряд распоряжений и приказов, которые регулируют  "болевые точки" в организации образовательного процесса и соблюдения правил трудового распорядка, режима работы школы.
5. Выявить мнение родителей и детей, оценку Министерства образования региона о качестве работы школы, которая была представлена на конференции "82-я: вчера, сегодня, завтра"
Аргумент: данные опросов, анализ имеющихся данных.
6. Осуществить косметический ремонт первого этажа
7. Сформировать путем выборов  Управляющий совет, на котором активно и открыто обсуждаются проблемы в жизни школы
8.  Сформулировать видение перспективы развития школы (см. P.S.)

Накануне Нового года получил самый яркий подарок, когда директор Дома ученых Елена Владимировна Пылаева назвала меня "настоящим патриотом Черноголовки"

Что не удалось, но на что рассчитывал?
1. Укрепить материально-техническую базу школы (прежде всего рассчитывал, что сможем приобрести новую технику в актовый зал и отремонтировать один туалет)
2. Привлечь в школу внешние финансовые ресурсы

Основные проблемы школы
1. Дефицит кадров/старение педагогического коллектива
2. Устаревшая материально-техническая база
3. Недостаточное финансирование

P.S. 
1. Работа с кадрами:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС;
- рекрутинг в школу молодых кадров;
- формирование мотивированной школьной команды
2. Формирование школьной корпоративной культуры, направленной на сотрудничество и развитие культуры диалога между всеми участниками образовательного процесса
3. Расширение образовательных возможностей для учащихся ("Школа - центр социума"):
- интеграция возможностей школы с возможностями институтов РАН, Домом Ученых НЦ РАН в Черноголовке, ВУЗами-партнерами и другими организациями,
-формирование сообщества выпускников школы, родителей, местных жителей; представителей бизнеса, местной власти, вовлеченных в деятельность школы
4. Совершенствование правового пространства школы
5. Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности
учащихся
6. Совершенствование внутренней системы оценки качества образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов

"Черноголовка - город возможностей!"

Всех читателей поздравляю с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

пятница, 20 декабря 2019 г.

Мнение учащихся и родителей 82-й о качестве школьного питании


Качество питания - одна из самых сложных и острых проблем в жизни школы. Совершенно недавно на родительском собрании в 4-х классах одна из мам очень эмоционально высказывала свое недовольство качеством питания. Другая мама приходила к секретарю и тоже говорила об этом же. С другой стороны, ежедневно вижу, как учащиеся  в общем-то не с кислыми лицами завтракают или обедают. Эти размышления привели меня к мысли, что надо самих детей и спросить. Опрашивали питающихся ребят из большинства классов начальной школы и параллели 5-х классов. Учащиеся из 5-х классов также оценивали буфетную продукцию.  Оценка проходила по 5-и балльной шкале.
Ранее по этой же проблеме еще были опрошены родители 5-х и 7-х классов. 
Результаты опроса.

            
Класс
Респонденты
Оценка
1 а
Учащиеся
4,8 балла
(завтрак, обед)
1 б
Учащиеся
4,6
(завтрак, обед)
1 в
Учащиеся
4,5
(завтрак, обед)
2 а
Учащиеся
4,3
(завтрак, обед)
2 б
Учащиеся
4
(завтрак, обед)
2 в
Учащиеся
4
(завтрак, обед)
3 а
Учащиеся
4
(завтрак, обед)
3 б
Учащиеся
4,9
(завтрак, обед)
4 а 
Учащиеся
3
(завтрак, обед)
4 г
Учащиеся
4,1
(завтрак, обед)
5 а
Учащиеся
3,8 б.
 (завтрак, обед)
5 б
Учащиеся
3,7 б.
 (завтрак, обед)
4,8 б.
 (буфет)
5 в
Учащиеся
3,6 б.
 (завтрак, обед)
4,3 б.
 (буфет)
5 г
Учащиеся
3,5 б.
 (завтрак, обед)
4,1 б.
 (буфет)
5-е классы
Родители[1]
«Безусл. удовл.» - 10%
«Скорее удовл., чем не удовл.» - 33%
«Скорее не удовл., чем не удовл.» - 27%
«Совершенно не удовл.» - 15%
Затрудняюсь ответить - -19%
7-е классы
Родители
«Безусл. удовл.» - 7%
«Скорее удовл., чем не удовл.» - 35%
«Скорее не удовл., чем не удовл.» - 35%
«Совершенно не удовл.» - 13%
Затрудняюсь ответить -10%

          Средний балл по начальной школе: 4,2 б.

          Средний балл по 5-м классам: 3,7

         Выскажу свое личное мнение о полученных данных. Если опираться на мнение детей                 начальной школы, то качество питания соответствует отметке "хорошо", что в условиях             жестких требований к меню и, исходя из стоимости завтрака 63 руб., а обеда 73 руб.,                   можно считать, действительно, неплохим результатом, но "точка роста" все равно есть.
        Отметка, выставленная учащимися 5-х классов, должна уже серьезно задуматься о     
        причинах негативной динамики. Эти данные не могут удовлетворять администрацию  
        школы, поваров и руководителей организации, обеспечивающую школу питанием. Хотя           может     быть  и то, что более взрослые ребята предъявляют и более взрослые требования.        Буфетная   продукция же продукция получила среднюю оценку 4,4 б. - вполне хороший               результат.
      Мнение родителей разделилось практически пополам в обеих параллелях. Поэтому, можно        сделать заключение о том,  что категорическое мнение  отдельных родители о крайне                 низком уровне питания, не подтверждается оценкой  большинства детей и значительной             части родителей.
     Но проблемы, безусловно, есть. По "горячим следам" я встретился с руководителем фирмы, 
     обеспечивающей школу питанием ("Экопродукт"), передал А.В. Шаглинскому результаты         опроса, и в конструктивном диалоге мы рассмотрели вопросы совершенствования                       питания в  нашей школе. 
    Результаты беседы:
       1) совместно будем следить, какие блюда не пользуются у детей популярностью,
       2) исходя из этого наблюдения, попытаемся скорректировать меню, но не все в наших                     возможностях,
      3) после Нового года начнется работа по открытию отдельной буфетной точки с более             широким ассортиментом продукции.
    Надеюсь, что мы сможем реализовать задуманное.
      
     P.S. "Черноголовка - город возможностей!"


[1] Родители при ответах могли опираться на мнение детей

воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Что думают дети о культурных мероприятиях на каникулах?


Когда мы говорим об управлении на основе данных, сразу представляются  глубокие научные исследования. Я же пытаюсь получить самые разные  данные, которые могут быть мало интересны для больших исследований, но важные для понимания внутренней жизни школы. В условиях "перезагрузки" формата сотрудничества школы с институтами РАН, другими социальными учреждениями и в целом организации воспитательной работы в школе мне было интересно узнать, что думают дети о культурных мероприятиях, на которых они побывали на ноябрьских каникулах. Мнением детей теперь можно воспользоваться в разных аспектах:
1) при планировании посещения мероприятий другими классами и самой школой,
2) организаторами мероприятий, чтобы повысить их качество,
3) родителям и классным руководителям, чтобы подумать, почему у целого ряда классов на каникулах вообще не прошли мероприятия культурологического типа.
Например, классный руководитель 8 б класса ждал детей, но они не пришли. Этот факт я привел, вспомнив, как  в комментарии к одному из моих постов, один родитель указал на роль школы в посещении интересных мероприятий, которые проводятся в нашем городе. В данном случае я указываю и на роль семьи. Надеюсь, что пустые графы - это не системный сбой,
В целом есть удовлетворение, что мероприятия, которые проводились в Черноголовке, получили достаточно высокие оценки у детей, но я бы все-таки рекомендовал сотрудникам "Аквалайфа" (знаменитые черноголовские напитки), которые организовали посещение детьми завода, поговорить с детьми, как можно сделать посещение завода еще более увлекательным (у них результат чуть ниже).

Класс
Куда ездили
Средняя оценка
 Не ходили

музей сказки Пиноккио
5 б.
«Концерт Весёлые и музыкальные истории»  в Большой гостиной Дома Ученых в Черноголовке
5 б.
поход в лес в Черноголовке
5 б. 
поход в лес в Черноголовке
5 .б
«Аквалайф» (Черноголовские напитки)  и концерт «Веселые и музыкальные истории» в Большой гостиной в Доме Ученыхв Черноголовке
4,8 б.
песочное шоу по басням Крылова
5 б.
кормили птиц в лесу
5 б.
карантин

Поход в лес в Черноголовке (изготовление кормушки), «Дарвинский музей» в Москве
5б/5б.
Музей- квартира академика Семенова Н.Н. в Черноголовке
4,8 б.
Музей "Живые системы"
5 б.                              
не ходили

«Аквалайф» (Черногловские напитки)
4 б.
Поездка в Пушкинский музей
5 б.
«Аквалайф» (Черноголовские напитки)  и «Лекция о мозге» в Доме Ученых в Черноголовке
4 б.
не ходили

не ходили

Ногинский театр "Повести Белкина"
5 б.
МХАТ им.Горького Синяя птица
5 б.
«Аквалайф» (Черноголовскиен напитки), Театр
4,9 б.
Музей – квартира академика Н.Н. Семенова
4,8 б.
Музей – квартира академика Н.Н. Семенова
4 б.
Музей – квартира академика Н.Н. Семенова
5 б.
Оружейная палата
4,5 б.
не ходили

не ходили

не ходили

не ходили

не ходили

не ходили

10А
Институт физики твердого тела
5 б.
10Б
Институт физики твердого тела
4,9 б.
11А
не ходили

11Б
не ходили


P.S. "Черноголовка - город возможностей!"