вторник, 15 декабря 2020 г.

Из Черноголовки обратно в Москву (часть первая)

 Вот и завершилось мое "образовательное путешествие" в Черноголовку. Как говорится, время подводить итоги полутора лет мое пребывания в наукограде. Для меня это был вызов! Вызов на закате управленческой карьеры - это была даже некоторая мечта вложиться в реализацию концепции НОВОЙ школы, отражающей современные тренды в образовании. Очень значим был для меня сюжет "Великое прошлое 82-й"! И по-русски, по сути, "на авось", как говорится, "рубанул по канатам" и отправился в славный город Черноголовка. Ранее я уже отмечал большую заслугу в этом моем радикальном решении главы города Егорова О.В. Смог Олег Викторович своим эмоциональным интеллектом, красочным представлением своего видения развития школы, неограниченных, по сути, ресурсов увлечь меня!

Из полутора лет моей управленческой деятельности в ЧГ полгода пришлось на работу школы в дистанционном режиме и еще полгода в условиях, которые значительно сужают условия для эффективной работы руководителя школы и учителя. Но вместе с тем попытаюсь подвести некоторые итоги. Начнем с позитива ( с моей точки зрения и, не претендуя на полный охват):

1) разработана коллегиально, прошла через открытое публичное обсуждение, утверждена на Управляющем Совете и согласована с главой города "Стратегия развития - 2025", определяющая  линии развития школы на ближайшие пять лет;

2) наладили устойчивые связи с институтами РАН, Физтехом (эх, если бы не пандемия);

3) раскрутили на более высоком уровне работу школьного научного общества "Институтский проспект - 82" (умница Мария Холодович - руководитель научного общества и отв. за связи с институтами);

4) на образовательном пространстве школы и города появились два новых детских объединения: клуб "Что?Где?Когда?" (рук. Пасюк Виктор) и "Кружок НТИ" (школа стала площадкой по подготовке к олимпиаде НТИ; рук. Богданов С.В.);

5) по мнению родителей, повысилась открытость школы (умницы Грачева Е.Н. и Чайчук Т.В., вложившиеся в школьный ютуб-канал - это абсолютно новое направление в жизни школы);

6) начало возрождаться ученическое самоуправление и возник школьный медиацентр (умница Осипов Александр, учащийся 9 "б" класса);

7) в начальной школе появился новый курс "Введение в школьную жизнь", который получил высокую оценку со стороны родителей 1-го "Пилотного" класса (умница Костина Р.Е.),

8) как ответ на запрос части родителей в трудах и муках все же открыли 5-й и 10-й "Опорные классы при НЦ РАН в г. Черноголовка" (умница Аветисян Л.Ф., которая подхватила эту идею и на определенном этапе взяла уже все бразды правления в свои руки);

9) заработал "Корпоративный университет - 82", в обучение в котором по самым разным направлениям включились на добровольной основе около 80% педагогов школы (умницы: Васильева Н.В., Борис С.И., Костина Р.Е., Леонтович А.В., Гурова А.В. и, естественно, учителя - слушатели курсов ПК нашей школы, из 75-й школы и школы Дуброво). В этом проекте мы "зацепили" реперные точки развития  современной системы образования (например, "Смешанное обучение", "4К" и др.) Этот проект ключевой для "перезагрузки" школы, так как сознание и профессиональная компетентность педагогов главный фактор реформы в образовании. Изменение образовательной среды очень важно, но "умы" и "связи между людьми" еще важнее!

10) важным фактором управления стал проект "Управление на основе данных" (умница Широва И.И.). Мнение родителей, детей, учителей - это обратная связь, которая позволяла находить "точки роста" для повышения качества  образовательного процесса.

Теперь о том, что не удалось.

1) улучшить материально-техническое состояние школы (состояние туалетов, кабинетов, рекреаций  неважнецкое). Самостоятельных ресурсов на решение этой проблемы у школы "кот наплакал" (еще пандемия помешала), другие ресурсы за полтора года не появились (в настоящее время в этом плане идет интересное "движение", инициируемое главой города, главное, чтоб был реальный итог);

2) решить проблемы с дефицитом кадров. Эту задачу школа самостоятельно не в состоянии решить. Она имеет комплексный характер для всего города, поэтому и решать ее надо системно и комплексно в диалоге между администрацией города и директорами. 

3) сформировать или сформировать на более высоком уровне корпоративный дух школы, общность педагогического коллектива для достижения высоких целей (причины разные, но вместе с тем отмечу полгода дистанционного режима и полудистанционный в общении между педагогами с сентября по декабрь 2020 г.являясь ).

И, на мой взгляд, есть очень серьезный барьер на пути преобразования школы - привычка, что только система  "школа + дополнительное образование + репетитор" надежный и единственный залог успеха ребенка! Это важно, но есть и другие возможности, в том числе в самом городе, которые можно и нужно использовать! Это, на мой взгляд, должно стать общей задачей для школ и специалистов, отвечающих за развитие образования в городе. Ведь "Черноголовка - город возможностей!"

Выражаю признательность учителям, которые подхватывали мои идеи, идеи замов, предлагали свои для того, чтобы сделать школу более "интересной и умной", входя в Совет по стратегии развития школы, Совет трудового коллектива, являясь председателями м/о: Морозова О.В., Ушнова Е.А., Хожаинова В.Н., Холодович М.В., Штейнберг Н.Н., Любезнова А.В., Соколова И.В., Шараповой Е.Н. (бухгалтер), Заруднева Г.М., Сорокина Е.В., Дарбинян Л.В., Филиппова А.П., Аветисян Л.Ф., Худобина Т.Л., Моргунова Е.В.

Отдельной строкой хочу поблагодарить Ерзунову Е.А., которая является драйвером культурологической работы в начальной школе, Георгиевского А.А., Лепегина В.С. (вы лучшие учителя физической культуры в начальной школе, которые мне встречались!), Иванова А.Н., с которым вели откровенные разговоры о "духе" города, о школе и педагогике!

Всегда моей верной опорой были зам. директора по безопасности Володько А.П. секретарь Шантина Е.В., социальный педагог Паршина Н.А., а также работники бухгалтерии Вагнер Т.Н., Пучкова Е.Н., Шарапова Е.Н., с которыми мы с трудом, но все же "сводили дебет с кредитом".

Хочу также поблагодарить за совместную работу в Управляющем совете Юрия Добровольского, Алексея Левченко, Евгения Голосова, Михаила Тернового, Савиных Татьяну (Татьяна, ну, просто умница, которая добровольно и на системной основе взяла на себя организацию контроля за качеством питания в школьной столовой); Пылаеву Е.В., Классена Н.В., Бажина П.М. за открытость к школе и детям; Курлова В.Н., который начал открывать для меня   институты РАН; Варламову О.Ю. за те домашние вечера, когда мы за чашкой чая обсуждали возможные направления "перезагрузки" школы. а я при этом погружался в мир Черноголовки, председателям родительских комитетов классов, которые в группе "Школьное сообщество - 82" конструктивно решали вопросы разной сложности.

Спасибо всем учителям 82-й за  совместную работу. в котором были победы и поражения, радость общения и сложные ситуации!

Для всех вас я остаюсь на связи, несмотря на свой уход!

P.S. Ко мне поступают вопросы от родителей и жителей города, почему в середине учебного года я принял для себя такое решение. В следующей публикации я раскрою свои мотивы для столь радикального решения.


1 комментарий: