воскресенье, 17 ноября 2019 г.

О чем говорят учащиеся 82-й?


За последние две недели провел встречи с группой учащихся 10- х и 11-х классов, а также лучшими по успеваемости учащимися 3-х и 4-х классов. В социологических исследованиях есть метод исследования - фокус-группа, или как его еще называют, фокусированное интервью.
 Особенно этот метод был интересен в интервьюировании учащихся 10-х классов, которые только недавно приняли участие в опросе "Удовлетворенность качеством  образования в школе №82". Наш диалог помог лучше понять, что подразумевали учащиеся, отвечая на разные вопросы анкеты.
В анкете им предлагалось оценить свой интерес к тому или иному уроку по следующим критериям: "очень интересно", "скорее интересно, чем неинтересно", "скорее неинтересно, чем интересно" и "неинтересно". Я у них спросил: "Какие должны быть критерии у "очень интересного урока?" И получил следующие ответы:
- урок не должен быть сплошным монологом учителя (отметили три предмета, на которых говорит в основном только учитель),
- учитель интересно объясняет предмет, 
- на уроке не скучно, интересные задания и материал,
- у самого ученика есть мотивация к изучению этого предмета.
Эту же проблему обсуждали с 11-и классниками. Они говорили примерно о том же, но все же отмечу некоторые нюансы:
- "я должен видеть, что учителю урок тоже интересен",
- урок должен быть практико-ориентированным,
- общение между учителем и учащимся должно быть равноправным, когда так, то "приятнее слушать",
- учитель должен знать свой предмет (по мнению учащихся, из 12-и учителей один учитель "недостаточно хорошо знает свой предмет").
Ни в каких классах я не просил ребят называть фамилию того или иного учителя. Вместе с тем, они называли фамилии учителей, которые упоминались с положительной стороны, а, если с отрицательной, то могли назвать конкретно предмет или просто на одном из уроков/некоторых уроках.
Учащиеся 10-го класса отмечали некоторое однообразие на уроках физической культуры, на которых, по их мнению, излишне  превалирует волейбол.
Следующий вопрос касался знания учащимися 10-х классов критериев, по которым их оценивают учителя. Критерии в целом знают на уроках русского языка и литературы и английского языка. На уроках английского языка Неделько Н.В. и русского языка/литературы Иванова А.Н. происходит процесс самооценвания в сочетании с внешним оцениванием, когда "учитель спрашивает мнение и складывает со своим". Ребята также указывали, что бывают случаи, когда отметка ставится, исходя из отношения учителя к учащемуся, или, вообще, без объяснений. Не буду здесь писать предмет, который назвали учащиеся, скажу об этом конкретному учителю.
Одиннадцатиклассники отмечали, что критерии им в большей степени известны, когда проводятся письменные работы или решаются, например, математические задачи.
В обеих интервьюируемых группах учащиеся с трудом вспоминали, когда и на каких уроках проводились занятия в группах.
Десятиклассники "нарисовали" портрет "идеального учителя:
- уважает учеников,
- справедливый, "трезво оценивающий ситуацию", понимающий,
- любит свое дело, которое вроде как его "хобби",
Учащиеся 10-х классов также прокомментировали данные и по другим аспектам проведенного опроса и высказались о роли репетиторов и учителей в их успехах (об этом несколько слов в будущих постах).
О разговоре с учащимися начальной школы я писал на странице фейсбука. Привожу содержание поста: "Несколько лет назад был с командой директоров в Шотландии. Там узнали об одном интересном сюжете взаимодействия директора с детьми, когда директор чаевничает с лучшими по разным критериям учениками.
Вот сегодня и я это сделал. Получилось здорово. Выпили три чайника чая. Дети открыто отвечали на мои вопросы:
- что бы вы изменили в школе, если бы были директором?
- какие самые яркие события вам запомнились за эти 2,5 месяца в школе?
- нравятся ли вам занятия во внеурочной деятельности?
- дружный ли у вас класс и др.?
Узнал информацию о жизни классов, получил интересные предложения по улучшению работы, а главное, все вместе испытали положительные эмоции. Подтверждением этому было совершенно неожиданное для меня желание детей обняться в "капусту!" 


Здесь все же добавлю один пример, который я на странице ФБ не описал. Дети из разных классов перечисляли какие интересные события у них происходили в этом учебном году, а две девочки из одного класса были в грусти и шептались между собой, что они ничего интересного не могут вспомнить. Это информация для размышления классному руководителю этих девочек.
Отмечу еще один интересный факт по результатам данного диалога - практически 100% детей заняты во внеурочной деятельности + репетиторы (английский язык) + секции и кружки за пределами школы. При этом дополнительное образование им нравится.
Думаю продолжать диалог с детьми и дальше. Хочу отметить, что ребята старались быть взвешенными и тактичными в своих ответах, а где-то и дискутировали друг с другом.

Этот пост, как мне представляется, хорошая пища для размышления нашим учителям, так как очень важно, чтобы мы были "на одной волне с учащимися", чтобы лучше понимать друг друга! 
P.S.  
1) Результаты опроса будут доведены до сведения учителей (также ранее  были опрошены родители 5-х и 7-х классов, анализ этих данных планирую завершить до 28.11.)
2) В ближайшее время планирую разместить интервью учителя 82-й о репетиторах. Месяц назад интервью давал репетитор, теперь надеюсь, что получится наоборот.
 3) Администрация школы сдала материалы для участия в конкурсе                                      "РыбаковФонда" "Мы - школьная команда". Просим держать за нас                                              кулачки!  500 тыс. руб. очень нужны школе, особенно в условиях                                          "перезагрузки". 





Комментариев нет:

Отправить комментарий