четверг, 10 октября 2019 г.

Первый педсовет

Состоялся первый педагогический совет, на котором педагоги работали над SWOT-анализом деятельности своего методического объединения. Это первый совместный шаг по разработке стратегии развития школы. Мне, безусловно, было и  интересно, и тревожно  за то, как пройдет это очень важное мероприятие. Серьезно прорабатывали с администрацией все этапы педсовета. 
По энергетике, включенности каждого члена коллектива в поставленную руководителем задачу педсовет, как минимум, показал, что мои опасения были напрасны. После окончания педсовета с администрацией провели совместную рефлексию. При всех положительных наших эмоциях мы все-таки выделили тех педагогов, которые, по нашему мнению, своей отстраненностью выбивались из общего ритма. Но среди всего коллектива, таких оказалось только двое.

SWOT - анализ предполагает выделение "сильных" и "слабых" сторон деятельности. Думаю, что читателю будет интересным узнать о наиболее часто встречавшихся указаниях на "сильные" и "слабые" позиции со стороны педагогов (выделю по три примера).
"Сильные" стороны:
1. Стремление педагогов к своему профессиональному развитию, самообразованию
2. Партнерство с учреждениями дополнительного образования города
3. Активное участие учащихся школы в конкурсном и олимпиадном движении.
"Слабые стороны"
1. Материально-техническая база
2. Отсутствие у учащихся школы свободного времени для участия в школьной жизни, в связи с их большой занятостью в различных кружках, секциях, у репетиторов.
3. Недостаточная квалификация педагогов для работы с "особенными" детьми
Среди тех пунктов, которые показались важными лично для меня:
- "сильные" стороны: наличие отдельного здания для учащихся начальной школы (в московском комплексе мы так и не смогли убедить учителей и родителей в необходимости перехода к "Школе ступеней"), открытость к инновациям;
- "слабые" стороны: низкая коммуникация учителей с родителями, преобладание фронтальных методов работы на уроках, отсутствие у школы собственных спортивных объектов.
Были упоминания об отсутствии методической службы в городе и о низкой заработной плате, отрицательно влияющей на мотивацию педагога.
Очень подробный анализ сделало методическое объединение учителей английского языка, с которыми у меня по итогам "Интервью с репетитором", была большая беседа. Несмотря на непростой разговор, мы смогли его совместно выстроить в деловом русле. Выводы данной беседы:
-  проблемы есть и над ними надо работать,
- занятия с репетитором, если они не связаны с неудовлетворительным качеством преподавания, не являются для школы негативным фактором оценки её деятельности.
По решению педсовета создана рабочая группа, ближайшей задачей которой будет работа над SWOT-анализом школы. Думаю такую работу организовать и с родителями школы в виртуальном режиме.
Каникулы для учителей были очень интенсивными. После педсовета попросили чуть "снизить" темп.
P.S. Интересный факт.
После "Интервью с репетитором" произошла переписка с одним из родителей, который написал, что к наиболее известным городским репетиторам очередь выстраивается на пять лет вперед и, что спецификой Черноголовки, являются повышенные, а может и завышенные требования родителей к результатам обучения по английскому языку.

5 комментариев:

  1. Надеюсь, что ошибаюсь, но, по-моему, намечается "слив" темы английского: "завышенные требования родителей", "занятия с репетитором, если они не связаны с неудовлетворительным качеством преподавания, не являются для школы негативным фактором оценки её деятельности". Проблема, очевидно, есть, репетитор "Ирина" ясно сказала, что уровень наших детей ниже московских даже с учётом посещения репетитора многими из них. Давайте постараемся быть объективными, посмотрим на результаты олимпиад по английскому за последние годы: много там черноголовских школьников? Какие баллы за ЕГЭ? Хотя и это больше будет характеристикой труда репетиторов, уверена.
    Важность знания английского языка сегодня невозможно переоценить. Поскольку я считаю, что англоязычная среда чрезвычайно важна в деле овладения языком, то сформировала несколько предложений.
    1. Раз в неделю в столовой "английский день": меню на английском, все говорят на английском, чтобы что-то купить, надо попросить продавца на английском. Несколько вариантов, как это реализовать: вдруг кто-то из сотрудников столовой сносно говорит про английски? Либо поставить в этот день на раздачу старшеклассников, говорящих на английском (для них тоже нужны стимулы, естественно, оценки?), либо может быть кто-то из учителей будет не против хотя бы на большой перемене сделать это.
    2. На большой перемене в месте, где много детей (холл столовой, арт-пространство?) с помощью проектора крутить ролики с простым английским и интересным содержанием: про милых зверей, которых все так любят, ролики известных блогеров, популярные сейчас клипы, отрывки из мультфильмов. Всё это на английском языке, может быть, с русскими или английскими субтитрами.
    3. Два раза в триместр для каждой параллели показать в актовом зале мультфильм или кино, которые все знают, на английском.
    4. Очень интересно (на мой взгляд) было бы сделать некоторые уроки на английском, хотя бы физкультуры и музыки. Не каждое занятие, а дважды в триместр, например. Такие занятия могли бы вести заинтересованные старшеклассники. (В моей школе был День самоуправления, когда дети вели уроки у детей, и это был настоящий праздник, который ждали каждый год). Например, приходит футболист и на английском рассказывает, как играть, и ведёт игру на английском. Или даже ученики того же класса могли бы выучить команды для разминки на английском и провести её, а одноклассники записали бы на видео, и учительница английского поставила бы оценку.
    Хорошо бы такие вставки сделать на всех предметах, чтобы дети хотя бы знали, как переводится "карта" и "умножение".
    5. На каком-нибудь общем субботнике можно координировать действия детей с помощью громкоговорителя на английском.
    Да, я понимаю, что у нас не профильная англоязычная школа, и даже не вижу будущего своего ребёнка в лингвистике, но, на мой взгляд, предложенные мною меры не требуют чрезмерных усилий, а эффект должен быть. Можно сделать эксперимент на год, промониторить знания учащихся в начале и в конце года, чтобы понять, эффективно ли это, стоит ли затрачиваемых усилий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за Ваш комментарий и предложения!
      1. Насчет "слива" ошибаетесь. Вновь обращу внимание, что 45% родителей ответили, что их дети занимаются с репетитором потому, что хотят получить больше знаний чем дает образовательная программа (это данные опроса родителей 82-й школы). Репетитор Ирина училась в Черноголовке в "золотые" годы, но при этом, чтобы поступить тоже пользовалась репетитором.
      2. Ирина также отмечала некоторых учителей английского языка как сильных преподавателей. На этот ж факт мне указала одна из мам уже после интервью.
      3. Учителя английского языка в ходе нашей встречи согласились, что "глубокие проблемы" есть.
      4. С моей точки зрения, учителя английского языка сделали во время педсовета наиболее подробный анализ своих "сильных" и "слабых" сторон.
      Еще раз спасибо за Ваши предложения! Будем думать...

      Удалить
  2. Начинать в английском, да как и в других предметах, надо с начальной школы. В конце первого класса к нам на родительское собрание пришла будущий учитель одной из подгрупп. Ее выступление свелось к следующему - программа большая, все успеть сложно, поэтому дети к началу учебного года должны знать и уметь следующее...и далее длинный список. Как при таком подходе можно говорить о "повышенных требованиях родителей" или о "занятиях, не связанных с неудовлетворительным качеством преподавания"? Да, многие дети в Чернголовке начинают занимаются английским еще до школы. Но не все! Понятно, что учителю трудно работать, когда у учеников существенно разный уровень подготовки. Но как вариант решения этой проблемы, можно попробовать делить класс не по алфавиту, а на тех, кто уже занимался, и тех, кто вообще не знаком с английским. Или организовать "подготовительную" группу для превоклассников (например, во втором полугодии).

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за Ваши комментарии и предложения! Для нас это важно. Обязательно рассмотрим!

    ОтветитьУдалить
  4. Завышенных требований по английскому быть не может. либо человек говорит либо нет. либо пишет либо нет. с учетом американизации английского т.е. его сильного упрощения однозначно надо и упрощать сам процесс обучения ... классический Британский английский на данный момент в мире фактически ни кто не использует .. по этому никакого смысла вдалбливании и заучивании всех временных форм нет. а вот словарный запас важен а с этим как раз проблемы по тому что я помню у той же самой Недельки - 90% времени тратилось на конструкции и чуть чуть на слова, а ведь именно словарный запас позволяет людям общаться - ошибки с формой простительны а когда просто не знаешь что сказать...

    ОтветитьУдалить