вторник, 17 сентября 2019 г.

Ностальгия



Сегодня закончил встречи с родителями основной и старшей школы. Практически в каждом классе находились родители, которые вспоминали славное прошлое 82-й, когда школа звучала на всесоюзном и всероссийском уровне. Чувствую, что родители надеются на возрождение былого статуса школы. Сегодня они также об этом говорили, поддерживали мои первые действия. Отвечал, что приложу максимум своих усилий для возвращения школе её былых позиций. Я готов пройти свой путь, но все же я не "Александр Всемогущий", так как многое зависит от позиции администрации и учителей школы, родителей, администрации города...
Я сейчас размышляю над разными путями развития школы. И в этой связи, для меня оказался крайне интересным диалог  с двумя "мастодонтами" 82-й, которые работали в школе в её "звездные" годы. Это Наталья Васильевна Неделько (учитель английского языка) и Елена Александровна Ерзунова (педагог - организатор).
Наталья Васильевна вспоминала, что школа выпускала по 20 медалистов ежегодно, готовила много победителей олимпиад различного уровня, включая международный уровень. Такие успехи, по её мнению, были связаны с комплексной работой в городе по развитию образования, когда обеспечивалась связь между высшим и средним образованием. Вспомнила, что реализовывалась преемственность в системе "Школа-Университет-Аспирантура". Главным же фактором этих успехов было привлечение ученых из различных институтов города к работе с сильными учащимися непосредственно в школе. Запомнился пример, когда один из известных докторов наук осуществлял отбор среди молодых кандидатов наук для работы в школе. Основной критерий: кандидат занимался репетиторством или нет? Если нет, то отбор не прошел. Более высокий уровень зарплаты учителей школы относительно учителей из других районов тоже помогал   повышать эффективность работы.
Елена Александровна отметила, что "в школе была создана такая образовательная среда, в которой и «лирикам», и «физикам» жилось комфортно, где были созданы все условия для реализации творчества и тех, и других, и вместе взятых.    Среди педагогов и учеников процветал новаторский характер деятельности, позволяющий воплощать и реализовывать самые интересные идеи, например, идеи интегрирования классной и внеклассной деятельности учеников. Уделялось большое внимание совокупности различных видов деятельности, направленных на активную реализацию творчества". Елена Александровна приводила различные яркие примеры, которые указывали на то, что для ученых из РАО, курировавших школу, и для учителей, крайне важным представлялось не только работа с IQ учеников, но и их творческая самореализация. Таким образом, "физики могли быть "лириками", а "лирики" "физиками"!
К сожалению, эта система была разрушена, но данный опыт может нам пригодиться при «перезагрузке» школы, выстраивании её стратегии развития.
Запланировал в ноябре провести круглый стол "82-я: вчера, сегодня и завтра"

3 комментария:

  1. 1) Хотел написать личную оценку педагогов указанных в посте но решил что не надо ...
    2) Главным же фактором этих успехов было привлечение ученых из различных институтов города к работе с сильными учащимися непосредственно в школе. - не правда. первым штатным ученым из института был Наиль Кутдусыч Хананов - который оказался прекрасным педагогом и учителем физики. Копылов не считается он вел факультативы в основном. т.е в САМЫЕ звездные годы школы этого однозначно не было а видимо началось уже позже, когда стали появляться классы МГУ.
    3)Физикам можно было быть лириками исключительно на бальных танцах у Маи Ефимовны - других случаев мне не известно.
    4)Связи с высшей школой все всегда были через родителей ... а ни как не через школу - большое количеств родителей сотрудничали с физтехом,мгу и тд. на данный момент в связи с уменьшением количества ученых в ЧГ до 3500 связей сильно поубавилось.
    5)Рекомендую для полноты картины поговорить
    а)Варламова О Ю - организатор и директор Лицея
    б)с сильными учителями которые действительно смогли стать уважаемыми и ЛЮБИМЫМИ - Бычковой и Ивановым (о них ни слышал ни одного отрицательного отзыва) к сожалению на сколько я слышал оба в Москве преподают.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий! С Ольгой Юрьевной о встрече уже договорились. Надеюсь, что в ближайшее время встретимся.

    ОтветитьУдалить
  3. О бальных танцах... Маина Ефимовна, как известно, - ученица С.Н.Кошелева, одного из первых танцоров Международного класса СССР. Бальные танцы существовали в Черноголовке с 70-х годов и были известны на весь Союз своими Снежными Балами. И танцевали от мала до велика - и научники, и не-научники, и их дети. Последнее время масштаб уменьшился, но место в школе находилось, хоть в коридор- но пускали, причём на общественных началах. Понятно, что такой архаизм, как студия бального танца в коридоре школы с передовыми технологиями и многочисленными бюрократическими предписаниями не согласуется никак... Поэтому С.Н.Кошелева вместе с его пенсионерами и прочими любителями выставили за ворота. Очень жаль, ведь это наш культурный досуг и досуг наших детей

    ОтветитьУдалить